воскресенье, 28 января 2018 г.

Дневник Анны Франк

Anna_Frank__Ubezhische._Dnevnik_v_pismah.jpg
Источник изображения
С некоторым опозданием публикую этот пост. Моё выступление прозвучало в 2017 году, когда книга, о которой я расскажу, была юбиляром: она впервые была опубликована в 1947 году.

В списке книг-юбиляров наткнулась на «Дневник Анны Франк» и поняла, что, видимо, пора прочитать эту книгу.
«Что-то – где-то – когда-то» об этой книге я слышала, но не читала. Совсем недавно «порекомендовал» мне её Джон Грин в своём произведении «Виноваты звёзды» (главные герои этой книги побывали в музее Анны Франк, где и хранится дневник). Вы, наверное, слышали, что некоторые люди выбирают для чтения те книги, которые читают герои полюбившихся им произведений? Вот и я пошла по этому пути.

Найти качественный текст оказалость не так просто. В электронной библиотеке «ЛитРес: Школа», к которой подключены школы нашей области, этой книги не оказалось; в городской библиотеке был всего один экземпляр, имевшийся там, как значилось на титульном листе, благодаря фонду Сороса. (Книга попала в библиотеки страны благодаря руководителю культурных программ фонда Сороса Екатерине Юрьевне Гениевой. Если бы не подвижническая работа удивительной Екатерины Юрьевны, вполне возможно, до качественного текста я бы так и не добралась.) По счастью, это был второй, более поздний и полный вариант издания дневника Анны Франк, под названием «Убежище».

«Убежище» – это дневник еврейской девочки, написанный в годы Второй мировой войны. Эта книга вызывает в обществе неоднозначную реакцию до сих пор. Причин этому несколько: разные версии как самого дневника Анны, так и его публикаций, политические и национальные мотивы.

Многие высказывают соображения, что если уж книга – о войне, то она должна описывать ужасы войны (как-то так), а в этом произведении рассказывается об относительно благополучной жизни людей. (Мне, например, запомнилась запись Анны о том, что у них сломался пылесос и они вынуждены мести комнаты веником, поднимая пыль. – Пылесос?!! Во времена моего «счастливого советского детства» в 80-е годы XX века пылесос был предметом роскоши и имелся не у всех, а тут у них, в заточении, – пылесос!). Кроме того, в книге достаточно подробно рассказывается о разнообразных дрязгах жителей «убежища».

Да, дневник Анны Франк – не дневник Тани Савичевой. Почему же всё-таки я взяла эту книгу для своего выступления перед коллегами? Чем она важна? И почему, несмотря на критику, это не рассказы «с жиру бесившейся» (когда другие умирали в концлагерях) девочки и не сборник сплетен?

Главная героиня испытывает постоянный страх, что «убежище», где её семья и ещё четыре человека скрываются от фашистов, раскроют и всех схватят. У обитателей «убежища» до некоторой степени ограничено меню, проблемы с одеждой, с деньгами, неизбежные постоянные стычки друг с другом, потому что пятеро взрослых и трое детей вынуждены жить в замкнутом пространстве на протяжении многих месяцев – друг от друга никуда не деться. Им порой нельзя двигаться, говорить, ходить в туалет, так как их могут услышать; они часто вынуждены по нескольку часов сидеть без движения. Для болтливой и очень подвижной Анны это просто невозможное испытание. Взрослые постоянно делают ей замечания, все недовольны её поведением.
Однако из ребёнка, который сначала в своём дневнике сплетничает о тех, с кем живёт рядом, неоднократно признаётся в своей ненависти к матери, не понимающей её, постоянно жалуется на необоснованные придирки взрослых, Анна превращается в человека – Человека – который принимает свою мать такой, как она есть, учится любить людей с их недостатками, осознаёт свои недостатки и постоянно, неустанно, трудится над их исправлением.
Анна сама растит себя. Её дневник – очень важная книга о том, как подросток становится взрослым, счастливым взрослым, несмотря на лишения, на неопределённость будущего, на страх, который постоянно присутствует в жизни. Эта книга – о становлении человека и о том, что человек может превратиться в нытика, а может быть счастлив даже в непростых условиях.

Рекомендуется к прочтению всем, особенно подросткам.

Свой рассказ библиотекарям об этой книге я иллюстрировала слайдами. На четвёртом слайде – видеоролик, где Отто Франк говорит о дневнике своей дочери.

Слово самой Анне Франк.
Когда я думаю о моей жизни до 1942 года, то она кажется мне какой-то игрушечной. Анна Франк того беззаботного времени совсем не похожа на сегодняшнюю Анну, немало поумневшую. А как раньше все было просто и замечательно! Любимица учителей, избалована родителями, за каждым углом пять поклонников, не меньше двадцати подруг и знакомых, денег достаточно, сладостей без счета - что же нужно еще?
Может, всеобщее поклонение сделало меня самонадеянной? К счастью, в самый разгар моей популярности, я была сброшена с пьедестала, и лишь спустя год привыкла к тому, что никто мной не восхищается.
...Сейчас мне та Анна Франк кажется милой и забавной, но поверхностной и не имеющей со мной ничего общего.
...Сейчас, глядя назад, я осознаю, что беззаботное время осталось позади и никогда больше не вернется. А мне бы и не хотелось такой жизни, я выросла из нее. Я не смогла бы сейчас только веселиться, какая-то моя часть всегда остается серьезной.
Я как бы рассматриваю себя до 1942 года через сильное увеличительное стекло. Счастливая жизнь дома. Потом внезапный переезд в Убежище, ссоры, непонимание... Это неожиданно навалилось на меня, и я не знала, как себя вести - отсюда моя грубость. В первую половину 1943 года мне часто было грустно и одиноко, и я много плакала. Пыталась разобраться в своих многочисленных ошибках и недостатках, которые казались больше, чем они есть на самом деле. Старалась много говорить со всеми, найти понимание у Пима, но напрасно. Я должна была сама изменить свое поведение так, чтобы больше не слышать со всех сторон упреков, вызывающих у меня лишь отчаяние и бессилие.
Во второй половине года стало немного лучше, я повзрослела, и ко мне стали относиться иначе. Я тогда много думала, начала сочинять рассказы и пришла к выводу, что должна стать независимой от окружающих и не позволять им раскачивать себя, как маятник то в одну, то в другую сторону. Я хотела сформировать себя сама, по собственной воле. Мне тогда стало ясно, что я вполне могу обойтись без мамы, и это открытие причиняло боль. Но еще больнее стало от того, когда я поняла, что и папе я никогда не доверяла. В общем, не доверяла никому, кроме себя.
Важное событие этого года: мой сон ... мечты о мальчике, именно не о подруге, а о друге. Я также открыла внутреннее счастье и осознала, что мои веселье и легкомысленность напускные. Постепенно я стала спокойнее...
Вечером в постели я всегда заканчиваю молитву словами: «Благодарю тебя за все хорошее, за любовь и красоту». Мне тогда становится радостно, и я думаю, что «хорошее» – это то, что мы в надежном укрытии, и что мы здоровы. «Любовь» – это о Петере, она еще мала и непрочна, и мы оба не решаемся произнести слова: любовь, будущее, счастье. А красота – это весь мир, природа и вообще все, что есть на свете прекрасного.
И тогда я думаю не о горестях, а о том, как много в жизни радостного. В этом-то мы с мамой и различаемся. Если кто-то грустит, то она дает совет: «Вспомни, сколько вокруг горя и будь довольна, что многие несчастья тебя миновали». А мой совет такой: «Иди в поля, смотри на солнце, любуйся природой. Ищи счастье в себе самой, подумай обо всем прекрасном, что есть в тебе и мире и будь счастлива».
По-моему, мама не права. Она говорит: радуйся, что не страдаешь еще больше. А если эти страдания придут потом? Тогда все пропало? Я считаю, что после любого пережитого горя остается что-то хорошее, со временем это хорошее растет, и так достигается своего рода равновесие. Если ты счастлив, то приносишь радость и другим. Тот, кто хранит веру и мужество, победит зло!
Франк, А. Убежище. Дневник в письмах [Текст] : 12 июня 1942 – 1 августа 1944 года / Анна Франк ; пер. с нидерл. С. Белокриницкой и М. Новиковой. - Москва : Текст, 1999. - 261 с. : ил.

Полезные ссылки:

Комментариев нет:

Отправить комментарий